Петербургские коммунальщики придумали оригинальное ноу-хау для борьбы с неплательщиками. Правление ЖСК-446 Калининского района сначала заменило в подъездах домофоны, под предлогом их износа, а затем заявило, что ключи от входной двери жильцы получат только после погашения долгов по ЖКХ. Под раздачу попали даже те, кто честно оплачивал все платежки: при попытке заказать в обслуживающей компании «Сезам-СП» новый ключ взамен утерянного оператор предложила обратиться в правление ЖСК и решить вопрос с задолженностью.
Началось все с того, что жители дома 4 по улице Вавиловых увидели в своих подъездах объявление, в котором сообщалось о предстоящей замене домофонов и необходимости зайти в правление ЖСК за новыми ключами. Бесплатный ключ, правда, полагался только один на квартиру, а вот остальные предлагалось заказать в требуемом количестве по 150 рублей за штуку. При этом выяснилось, что правление ЖСК договорилось с обслуживающей дом организацией ООО «Сезам-СП» о замене старых домофонов якобы выработавших свой ресурс (никаких актов, подтверждающих износ оборудования, собственникам жилья предъявлено не было) на новые.
«Золотой» ключик от «Сезам-СП»
«Бесплатная» замена — понятие в данном случае весьма условное, поскольку годовая плата за обслуживание домофона покрывает стоимость нового оборудования, которое, в отличие от старого, минимум пару лет можно будет вообще не чинить. Но больше всего возмущения вызвало то, что правление ЖСК без согласования с собственниками жилья договорилось об установке новых домофонов с так называемой функцией защиты от копирования ключа. На практике это означает, что компания-поставщик услуг использует более сложную систему кодировки сигнала, поэтому изготовить дубликат электронного ключа в обычной мастерской не получится. Жителей предупредили, что в дальнейшем сделать это можно будет только в обслуживающей организации «Сезам-СП», причем уже по цене 250 рублей (правда, за эти деньги ключ обещали доставить курьером в тот же день). Для сравнения средняя стоимость изготовления ключа в обычной мастерской – около 150 рублей. От резонного вопроса: что помешает обслуживающей компании поднять цену хоть до 500, хоть до 1000 рублей за кусочек пластмассы? — председатель правления г-жа Миронович лишь отмахнулась.
Ключи у нас есть, но мы их вам не дадим
У руководства ЖСК, как вскоре выяснилось, на замену домофонов были свои резоны. Примерно через месяц жильцы увидели новое объявление о том, что забрать заказанные дополнительные ключи можно в правлении, но только предъявив квитанции об оплате коммунальных услуг. Неплательщикам ключи грозились выдать только после полного погашения задолженности. Впрочем, те, кого возмутила явная незаконность требований, что-либо предпринять просто не успели. Учитывая, что прием граждан правление ЖСК-446 ведет только 3 часа в неделю (по средам), даже получить ключи до замены домофонов, предупредили о которой жильцов лишь накануне, успели далеко не все.
Как сообщил редакции один из жителей по имени Алексей, новые домофоны появились на подъездах в четверг 15 декабря. Зайти за дополнительными ключами в предшествующие недели никто из членов семьи просто не успевал, поэтому, когда через два дня ребенок на прогулке потерял единственную «пикалку», попасть в квартиру смогли только с помощью соседей (благо в выходной день они были дома). «Поскольку правление работает по средам, а по контактному телефону никто не отвечал, в понедельник мы позвонили в обслуживающую организацию «Сезам-СП», чтобы заказать новый ключ взамен утерянного. Но там ответили отказом, заявив, что сделать это мы можем только через правление ЖСК» — рассказал собеседник издания. «Нам прямым текстом сказали, что ключи есть у всех жильцов, кроме тех, за кем числятся долги по квартплате, поэтому мы должны обращаться в правление и урегулировать вопрос с ними. На попытку объяснить, что шесть человек (трое работающих взрослых и трое детей) вынуждены по очереди выходить из дома, чтобы потом попасть в собственный подъезд, и что мы не можем три дня ждать, пока правление соизволит выйти на связь, оператор ответила, что это наши проблемы. Представиться она отказалась, дать телефон председателя правления ЖСК или хотя бы позвонить ей — тоже, несколько раз в ходе разговора просто бросала трубку».
После многочисленных звонков уже другой оператор все-таки сообщила номер квартиры председателя правления, и вопрос с ключами удалось решить. Но послевкусие от этой истории у жителей крайне неприятное и защитить свои интересы на будущее они намерены обращением в контролирующие органы.
Эффективно, но незаконно
В компании «Сезам СП» корреспондента MR7 уверили, что систему «защиты от копирования ключа» устанавливают по просьбам самих жильцов, которые жалуются на то, что в подъезд проникают посторонние. При этом для получения дубликатов достаточно обратиться с заявкой по телефону сервисной службы, и их доставят в трехдневный срок, а если ситуация срочная, то и в течение дня. Возможность отказа в изготовлении ключа собеседница издания категорически исключила. Правда, оговорилась, что при наличии задолженности по оплате услуг за обслуживание домофона (у оператора есть реестр должников), клиента попросят сначала погасить долг, если просрочка по платежам составляет более пяти месяцев.
Это расходится с рассказом Алексея, который в подтверждение своих слов, предоставил запись звонка в сервисную службу. Звонок уже третий, поэтому разговор идет на повышенных тонах, но ясно слышно, что оператор предлагает решать все вопросы с правлением ЖСК. «У нас на тот момент была не оплачена одна квитанция (по банальной причине — задержали зарплату), но ни о какой просрочке свыше пяти месяцев быть не могло – за квартиру мы платим регулярно. Действия компании — чистый произвол» - подчеркнул житель.
Судя по отзывам в Интернете некорректное поведение для операторов «Сезам-СП» скорее норма, чем исключение, однако в исполнении функций коллекторского агентства компания раньше замечена не была. Впрочем, на фоне принятого Госдумой этим летом закона, ограничившего деятельность профессиональных коллекторов, перспективы у домофонно-коллекторского бизнеса очень неплохие, особенно если наладить сотрудничество с банками и микрофинансовыми организациями. Да и ЖКХ-446, судя по всему, не единственное пытается решить проблему неплатежей подобными методами. Как пояснил один из опрошенных экспертов, у ЖСК и ТСЖ практически нет легальных методов воздействия на злостных неплательщиков, поэтому в условиях кризиса, когда даже дисциплинированные жильцы допускают просрочку платежей, они выкручиваются как могут. Правда, при определенной настойчивости жителей, подобные договоренности могут выйти боком и правлению ЖСК, и обслуживающей организации.