Жилищно-коммунальные реформы продолжаются. «ВВ» выяснили, какие будут новации и к чему надо готовиться.
По закону
Сначала - о нововведениях по нормативам потребления ресурсов: воды, тепла, электричества. В 2016 году АВО приняла ряд постановлений об установлении единых региональных нормативов на коммунальные услуги. А в конце года - постановление о поэтапном переходе на новые нормативы.
Эти нормативные акты приняты во исполнение постановления Правительства РФ от 17 декабря 2014 года № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» с последующими изменениями. Нормативы по потреблению электричества и газа уже действуют, хотя мало кто это заметил: почти все потребители этих ресурсов платят по счетчику. Исключение - владельцы квартир, где из газового оборудования только плиты. Им счетчики ставить необязательно.
Законодательство требует от потребителей установки счетчиков на все ресурсы как индивидуальных, так и общедомовых. Исключения ‑ тепло (счетчик нужен только на дом, если он подключен к централизованной системе теплоснабжения) и газ (для квартир с одной лишь газовой плитой счетчики - по желанию). Но счетчики есть далеко не везде. Там, где их нет, используется норматив.
Как считали?
Раньше нормативы устанавливали муниципалитеты. И в области было более 2000 разных нормативов. Где-то жители разных этажей оплачивали разные объемы воды, для каждого этажа был свой норматив. Где-то нормативы менялись в зависимости от конструктивных особенностей дома.
Теперь единых нормативов - 195 по каждому виду ресурса. Это делает начисление платы за коммунальные услуги понятной и прозрачной. И все потребители региона будут платить за равный объем потребляемой услуги.
АВО устанавливала единые нормативы не только расчетным, но и аналоговым методом. Два года шел мониторинг за домами всех категорий благоустройства, оснащенными приборами учета. Из расчетов отсекались дома, где разница в потреблении отклонялась от средней более чем на 20 процентов. Полученные в каждой категории значения стали нормативами. Там, где выборка не случилась, нормативы были определены расчетным методом.
Что получим?
Для 99 процентов потребителей общий платеж за коммунальные услуги даже после очередного ежегодного повышения тарифов не вырастет более чем на 500 рублей на семью. Мало того, почти 5 процентов семей даже после индексации тарифов с 01.07.2017 года обнаружат уменьшение общей платы за КУ: например, жители Балакирева Александровского района, Мезиновского Гусь-Хрустального района, Суздаля, ряда сельских поселений Судогодского, Юрьев-Польского и Кольчугинского районов... А для жителей 2-этажных домов новые нормативы на тепло и вовсе окажутся вполовину дешевле. Рост платы свыше 500 рублей на семью прогнозируется всего для 0,33 процента семей.
- Законодательство обязывает нас перейти к концу 2019 года на новые нормативы, но дает выбор, как это сделать. Власти региона решили вводить новые тарифы пакетно, сразу все в одном МО, но поэтапно. Первыми на новые нормативы для расчетов за индивидуальное потребление КУ перейдут те МО, где их введение будет наиболее выгодным для потребителей, - объясняет замдиректора департамента цен и тарифов АВО Любовь Казбанова. - Мы опирались на два критерия: доступность платы за КУ для граждан и уровень оснащенности приборами учета. Остальным муниципалитетам дано время, чтобы подготовиться: повысить совместно с ресурсоснабжающими организациями уровень оснащенности потребителей приборами учета, снизить потери ресурсов, предусмотреть в бюджетах средства на компенсацию стоимости КУ для семей, имеющих небольшие доходы.
При этом АВО отрегулировала вопрос с нормативами еще и за счет сдерживания темпов роста тарифов. Все нормативы и сроки их введения согласовывались с местными Советами. Была проведена работа по определению незащищенных слоев населения. Муниципалы должны за время отсрочки проработать и вопросы с предоставлением компенсаций по оплате КУ - до сих пор не все граждане, имеющие на них право, знают об этом, как и о том, какие документы и куда они для этого должны представить. Вот это все должно быть доведено до каждой семьи!
За ресурсоснабжающими организациями по закону закреплено право вводить повышающие коэффициенты для потребителей, которые не имеют приборов учета. Для примера: повышающий коэффициент на воду ‑ 1,5. Право же, дешевле поставить счетчики.
ОДН без переплаты
Теперь рассмотрим, как новшества затронут тех, кто платит по счетчику. Ведь все мы оплачиваем не только ресурсы, которые потребили в квартире, но и те, что были израсходованы на общедомовые нужды.
До июля 2016 года мы платили по такой схеме: из общего объема ресурса, «вошедшего» в дом, вычиталась сумма потребленного ресурса во всех квартирах. Разница «раскидывалась» на всех домовладельцев исходя из площади квартир. Если вам повезло с управляющей компанией и с соседями, проблем не возникало. А если не повезло…
- В жилинспекцию поступила жалоба от жильцов дома в областном центре. Там были за ОДН огромные платежи. Стали разбираться. Выявили незаконное подключение к домовым сетям предприятия общепита, находящегося в доме. Большое потребление ресурса шло мимо счетчика, а расходы предпринимателя оплачивали жильцы. Мы добились перерасчета и вернули гражданам деньги, - рассказывает главный жилищный инспектор Сергей Шахрай. - А в Камешкове женщине, поставившей приборы учета электроэнергии в комнате в общежитии, прислали счет за ОДН на 6 тысяч. При том что по счетчику ее семья укладывалась в 200 кВт. У остальных жильцов общежития счетчиков не было. Им можно было выставлять счета только по нормативам. Чем они и пользовались. Энергоснабжающая компания плату за весь перерасход решила получить с жильцов, которые поставили счетчики.
Такие ситуации нередки. Шахрай рассказал и о случаях, когда потребление электроэнергии в одной пятиэтажке доходило до 28 тысяч кВт в месяц, а в норме должно быть примерно тысяча киловатт.
- Такие величины ‑ это уже «промышленное» потребление, - говорит он. - Значит, в доме работает либо мастерская, либо незарегистрированный хостел с сауной. Подключение к сетям идет либо мимо счетчика, либо приборов учета вообще нет, а оплата идет по нормативу. В квартире может быть не прописано никого, и владельцы вообще ни за что не платят, хотя там действует нелегальная гостиница.
Раньше ресурсоснабжающим и управляющим организациям эти проблемы были неинтересны. УК вообще к ОДН отношения не имели. А РСО раскидывали плату за потребляемые объемы на всех жильцов. Все проблемы сваливали на собственников.
Теперь таких ситуаций не возникнет. За ОДН по воде и электричеству мы платим по нормативу. Сумма будет постоянной. И платить будем не напрямую ресурсникам, а своей УК. А она уже будет покупать ресурс (по счетчику) у ресурсников. В платежке на содержание и текущий ремонт справочно появятся строки со стоимостью ресурсов на ОДН по электроэнергии, холодной и горячей воде. Пугаться не стоит. Это не дополнительные платежи. Мы за все это уже платим. Только раньше платили ресурсникам, а теперь эти строчки перекочевали из платежек от них в платежки от УК.
Больше норматива начислить плату за ОДН нельзя. Все, что сверху ‑ проблема управляющей организации. И теперь уже ваша «управляшка» заинтересована в сокращении потерь - благо в декабре 2016 года Правительство РФ приняло постановление, которое предусмотрело целый комплекс эффективных мер по борьбе с неплательщиками.
Стимул для УК
- Государство стимулирует коммунальщиков качественно выполнять свои обязательства, - говорит Шахрай. ‑ Да, некоторые управляющие организации не могут провести ресурсосберегающие мероприятия без согласия и софинансирования жильцов. Но есть уже случаи, когда УК предлагает жильцам софинансировать это в счет последующего снижения платы за содержание жилья на постоянной основе. Почему нет, если всем выгодно? И жильцам экономия, и УО не в убытке. А крупные УО могут проводить такие мероприятия и без сбора дополнительных средств с жителей (но с их согласия) для того, чтобы снизить стоимость ресурсов на ОДН и получить дополнительные средства на дом. А жители получают новый уровень комфорта и современное оборудование без доплат.
Заинтересованы управляющие организации бороться и с воровством. Ведь жильцов уже не заставишь его оплатить. Все убытки «повиснут» на самой «управляшке». Плюс закон наделил управляющие организации и РСО дополнительными полномочиями для этого. Если недисциплинированный собственник квартиры не желает пустить представителей УО для осмотра (на что имеет право), то УО с участием представителей совета дома составляет акт в простой форме. Такому жильцу автоматически вводят начисление платы за КУ по нормативу: по количеству проживающих с повышающими коэффициентами. Уведомление собственников упростили ‑ надлежащим теперь считается уведомление по СМС, электронке или через квитанцию. УО может проверять приборы учета в квартире граждан теперь раз в 3 месяца, а также устанавливать магнитные пломбы. Дополнительно законодатель предусмотрел упрощенный порядок выявления незарегистрированных граждан, а если установить их и в упрощенном порядке невозможно, то плата будет начисляться по числу собственников, по нормативу с повышающим коэффициентом.
Есть еще один важный нюанс. Для включения стоимости ресурсов на ОДН в плату за содержание жилья норматив для каждого дома будет разным, т.к. зависит от площади мест общего пользования. Кроме того, для электроэнергии они насчитываются по формуле: вся площадь мест общего пользования, умноженная на норматив. Для расчетов по водоснабжению на общие нужды из площади общих мест исключают чердаки и подвалы.
- Для установления площадей мест общего пользования может быть использован только техпаспорт дома. Мы предупредили УО, чтобы площадь мест общего пользования была измерена официально и отражена в техпаспорте. Если там она не указана, мы будем вынуждены выдать предписание о пересчете платы, где умножать норматив вместо размера площади придется на ноль, т.к. установить его не представляется возможным. И так будет начисляться до момента внесения изменения в паспорт дома. А это прямой убыток для УО, - сказал Шахрай. - Эти меры простимулируют УО не увеличивать искусственно объемы потребления ресурсов на ОДН, завышая площади мест общего пользования.
ГВС в подробностях
Другое новшество не сильно обрадовало энергетиков, но выгодно потребителям. Это введение норматива на тепловую энергию, затраченную на подогрев горячей воды, и переход на двуставочный тариф по ГВС.
Закон ввел нормативный объем гигакалорий, необходимый, чтобы температура горячей воды в кране была 60 градусов. И предписал - в платежках для населения это надо расписывать детально. То есть в строке «оплата за услугу ГВС» люди увидят два тарифа: на холодную воду (теплоноситель) и на тепловую энергию для ГВС.
Размер платы по компоненту «Холодная вода в горячей воде» определяется объемом потребленной по счетчику горячей воды или (при отсутствии счетчика) нормативом, умноженным на тариф за холодную воду.
Размер платы по компоненту «Тепловая энергия в горячей воде» рассчитывается из вновь утвержденного норматива расхода тепла, использованного на подогрев этого объема воды до 60 градусов, умноженного на объем потребленной по счетчику горячей воды, или (при отсутствии счетчика) норматива, умноженного на тариф за теплоэнергию.
Сумма этих двух компонентов и будет составлять платеж за горячую воду.
Зачем введен новый расчетный норматив? Фокусы энергетиков с необоснованными перетопами (когда температура теплоносителя загоняется до предельно допустимых по СНиП 75 градусов) известны. Потребителя заставляют оплачивать навязанную и ненужную ему услугу. Теперь смысла в таких фокусах не будет.
Добавим: в морозы температура теплоносителя в горячей воде все равно должна быть не ниже нормативной. А батареи должны топиться так, чтобы температура в квартире соответствовала СНиП. Расчеты по многолетним годовым температурам показывают: разовые дополнительные расходы на это нивелируются в периоды потеплений.
- Это социальное решение законодателя. Нам всем нужна одинаковая услуга. И потребляем мы по факту одинаковую услугу. А вот платить должны были по-разному: в зависимости от честности поставщика, от конструкции отопительных систем. Эту несправедливость законодатель устранил. Теперь независимо от технического состояния системы и места проживания потребителей за одинаковую услугу и плата с точки зрения расхода тепловой энергии в горячей воде будет одинаковой, - подтвердила замдиректора ДЦиТ АВО Любовь Казбанова.
А Сергей Шахрай привел конкретные примеры, как от конструкции отопительной системы зависела раньше плата граждан.
- В ряде городов, где система отопления и ГВС устроена по четырехтрубной схеме, плата за куб горячей воды доходила до 530 рублей в Муроме, до 250-275 рублей в Коврове. Энергетики весь объем тепла, зашедшего в дом, делили на кубы подогреваемой воды. Энергии много, так как теплоноситель активно циркулирует, его нужно подогревать. Плюс полотенцесушители там работают от системы ГВС, а кубов мало. Получались такие цифры. По счетчикам. С новым нормативом проблема отрегулирована в пользу потребителей.
Правда, проблемы в виде убытков в таких случаях возникают уже у ТСО. Часть затрат они могут минимизировать, устранив потери тепла и теплоносителя, отрегулировав системы теплоснабжения. Но не все. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Для потребителей же новый подход к расчетам по ГВС ‑ только во благо. Но зачем в подробностях расписывать все вводные для расчетов в платежке? Зачем людям знать стоимость гигакалории?
- Раскрывать всю информацию по начислениям - требование закона. Во-вторых, люди уже разбираются во всех расчетах и хорошо считают. Для них важна прозрачность и справедливость расчетов, - убежден Шахрай. - Люди едут к нам из Александрова, потратив 600 рублей на дорогу, чтобы вернуть несправедливо начисленные 300 рублей. Дело не в деньгах, а в принципе. И люди правы: не будет справедливости - не будет в жизни стабильности и основы для дальнейшего развития и будущего у страны. К тому же у граждан есть и дополнительные стимулы отслеживать правильность начислений. Закон предусматривает: кроме возвращения им неправильно начисленных сумм в их пользу еще могут быть взысканы штрафы: 50 процентов от этой суммы. Таким образом по новым требованиям закона, если вас обсчитали на 1000 рублей, то вернуть придется уже 1500. Для получения компенсации необходимо обратиться в УО или РСО и после проведения проверки должен быть сделан перерасчет. Если УО или РСО незаконно отказывает, можно обратиться в ГЖИ для проведения проверки и принятия мер к таким организациям.
Официально
Об отопительном сезоне
Во Владимирской области длительность отопительного периода для установления нормативов потребления коммунальной услуги в отношении отопления составляет семь месяцев.
Во исполнение постановления Правительства России от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» департамент цен и тарифов администрации Владимирской области сообщает, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены исходя из расчетной продолжительности отопительного периода и составляют 7 календарных месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель).
Информация о величинах нормативов содержится в постановлении администрации Владимирской области от 09.11.2016 № 984 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и отопления в жилых помещениях».