Жители Ставропольского края жалуются во все инстанции по вопросам непомерных платежей за коммунальные ресурсы, в том числе и на общедомовые нужды. Как передает корреспондент «ФедералПресс», если средняя платежка за двухкомнатную квартиру два месяца назад составляла около пяти тысяч, то на сегодняшний день – порядка семи и выше тысяч рублей. В материале экспертного анала, как власти пытаются удержать тарифы.
Контролируемый рост
Итоги регулирования тарифов на 2017 год обсуждены на очередном заседании правительства Ставропольского края. С докладом по этому вопросу выступил председатель региональной тарифной комиссии Константин Шишманиди. Он сообщил, что в 2017 году среднекраевой рост на услуги жилищно-коммунального комплекса не превысит 3,7%. Именно такое предельно допустимое изменение цены было установлено правительством РФ.
Напомним, что официально средний рост платы за коммунальные ресурсы для населения края в 2016 году составил 4,2%. П словам Шишманиди, рост тарифов на электроэнергию с 1 июля 2017 года составит 4,08%, что ниже определенной федеральной антимонопольной службой России предельной величины в 4,8%. На газ цены, в среднем, вырастут на 3,9%, на воду – на 2,8%, на теплоснабжение – на 3,46%. Региональной тарифной комиссии дано поручение ежемесячно проводить мониторинг соблюдения установленного размера оплаты за коммунальные услуги во всех территориях края.
Нормы устанавливают газовики
Также состоялось расширенное совещание в комитете думы региона по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ вопросу: «О расчетах населения за потребленный газ на бытовые нужды». Как подчеркнул в своем обращении председатель комитета Игорь Андрющенко, актуальность обсуждаемой проблемы вызвана большим количеством обращений к депутатам, поступивших от жителей края. Основные из них касаются тарифов на газ, обслуживания внутридомового газового оборудования и приборов учета.
Отмечалось, что действующий тариф для населения является предметом государственного регулирования и устанавливается на основе оптовой цены на газ, расходов по его транспортировке и сбыту, а также с учетом налога на добавленную стоимость. При этом цены на газ для населения края, по данным региональной тарифной комиссии, не выше чем в соседних субъектах страны.
Однако у депутатов возникло немало вопросов к стоимости услуг по обслуживанию и ремонту внутридомового оборудования. А ведь эти нормативы устанавливают сами газоснабжающие организации. Механизм формирования этих тарифов, по мнению ряда законодателей, непрозрачен. Как и контроль за тем, какого качества газ подается населению, ведь его проверку также осуществляют снабжающие организации. И здесь, возможно, есть поле для законодательного регулирования, причем не на краевом, а на федеральном уровне.
Вопросов все больше
В ходе обсуждения затрагивалась тема необходимости введения сезонного норматива, который позволит гражданам избегать переплаты за голубое топливо в весенне-летний период при оплате в случае временного отсутствия приборов учета.
Газовики рассказали, какая работа проводится ими по вопросу информирования населения о необходимости проводить поверку приборов учета. Этот момент также вызывает у людей немало вопросов. В любом случае, в соответствии с действующем законодательством, следить за счетчиками должны сами абоненты. Сделать это можно с помощью той же платежки, где есть данные о сроке следующей поверки. Также в ходе совещания прозвучала информация Ставропольского краевого суда по вопросу судебной практики, сложившейся в отношении спорных ситуаций между гражданами и газораспределительными организациями.
Комментируя итоги совещания, председатель ставропольской думы Геннадий Ягубов отметил, что тема расчетов населения за потребленный на жилищно-бытовые нужды газ находится на постоянном контроле у краевых законодателей. Прозвучавшие замечания и предложения будут использованы депутатами в дальнейшей работе. «Я всегда прошу коллег во время встреч с избирателями и работы на округах уделять этой теме повышенное внимание, а всю полученную информацию направлять в комитет по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ. Она волнует многих жителей края, а мы, в первую очередь, представляем их интересы», – подчеркнул спикер думы.
Расчет по верхней планке норматива
В феврале текущего года жители края, как и во всей России, впервые получили квитанции, в которых плата за общедомовые нужды начислена по-новому. Во-первых, платеж перешел из разряда коммунальных услуг в жилищные с разбивкой по каждому виду ресурсов, во-вторых, верхний предел суммы теперь ограничен нормативом. Эта мера принималась для защиты собственников от непрозрачного начисления коммунальных платежей.
Первоначально предполагалось, что установление нормативов приведет к снижению платежей, особенно в домах, где проведены энергосберегающие мероприятия. Однако после поступления платежных квитанций за январь 2017 года, выяснилось, что у многих жителей цифры в этой строке необоснованно увеличились. Это признает МинЖКХ края. Об этом говорят депутаты и региональный омбудсмен.
В Ставропольском крае норматив на электроэнергию для разных категорий жилых домов варьируется от 2,84 до 11,17 кВтxчас/кв. м в месяц в зависимости от этажности дома, наличия лифтов, домофонов и усилителей телеантенн. Норматив на воду составил от 0,029 до 0,067 куб. м/кв.м в месяц и зависит от наличия централизованного холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, сообщили в региональном министерстве ЖКХ.
Согласно разъяснениям Минстроя РФ, если фактический размер расходов меньше размера норматива, то возможно начисление по фактическому объему потребления. Однако в большинстве случаев управляющие компании просто начислили плату не по реальному количеству потребленных ресурсов, а по верхней планке норматива. Причем на общую площадь дома, включая подвалы, чердаки, техэтажи, без учета использования в доме энергосберегающих технологий.
Новые правила расчета платы за ОДН стали очередной коммунальной нагрузкой на кошельки населения. Активисты многоквартирных домов не готовы с этим мириться. Растут тарифы на услуги ЖКХ, вводится тариф на вывоз и утилизацию мусора. Дополнительные коммунальные расходы ложатся на фоне роста налогов на недвижимость, цен на товары и продукты питания, жалуются люди.
Самые «популярные» жалобы
Региональный омбудсмен Алексей Селюков назвал непрозрачность начислений коммунальных платежей одной из самых распространенных жалоб жителей региона. «В числе письменных обращений, ежегодно поступающих к Уполномоченному по правам человека, каждое десятое — это обращение о нарушении права на справедливую оплату жилищно-коммунальных услуг. Анализ этих обращений показал, что примерно 65% из них в той или иной мере обоснованы, вызваны непрозрачностью формирования тарифов на энергоресурсы, либо нарушением правил их поставки потребителям и их оплаты», — озвучил статистику Селюков.
Уполномоченный по правам человека по Ставропольскому краю назвал несправедливыми новые правила начисления платы за ОДН, при которых недобросовестность одних жильцов отражается на платежках добросовестных. «Общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов, при их правильной работе, учитывают все поставленные ресурсы, в том числе, похищенные недобросовестными потребителями, внутридомовые непроизводственные потери от бесхозяйственности, и все иное, что потерялось от входа коммунальных ресурсов в многоквартирный дом и до индивидуальных приборов учета, что нередко для каждого потребителя составляет сумму, сопоставимую с оплатой по индивидуальному счетчику, а иногда и превышающую ее», — высказал позицию региональный омбудсмен.
Необходимость решения проблемы на федеральном уровне увидели и депутаты Госдумы. На рассмотрение в федеральный парламент поступил законопроект, устанавливающий право собственников квартир самостоятельно общем собрании определять размер расходов на потребленные ресурсы по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета. Фактически законопроект устанавливает приоритет показаний коллективных приборов учета над нормативами потребляемых энергоресурсов в регионе.
Прецедент в Кисловодске
В свою очередь Народный фронт добился перерасчета платы за горячее водоснабжение для жителей многоквартирного дома в Кисловодске. Еще три года назад житель Кисловодска Владимир Кондратьев усомнился в правильности начисления платежей за горячую воду в своем доме. Мужчина уверен – жильцы переплачивают огромные суммы. Будучи экспертом, заслуженный энергетик России перепроверил расчеты и нашел ошибку. С документами неравнодушный житель несколько раз обращался в местную теплоснабжающую организацию, профильные ведомства и контролирующие органы, но дело не двинулось.
В начале года в ситуацию вмешались активисты Общероссийского народного фронта. Эксперты составили обращение в Прокуратуру и получили положительный ответ. Жильцам дома по улице Куйбышева, 77 сделали перерасчет на сумму 263 410 рублей.
Проверка показала, что ООО «Газпром теплоэнерго Кисловодск» в нарушение требований Жилищного кодекса и правил предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденных постановлением правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года, рассчитывало объем горячей воды и тепловой энергии без учета утвержденных нормативов потребления, тем самым завышая платежи.
По решению прокуратуры перерасчет сделан еще в двух домах Кисловодска, однако,по мнению экспертов ОНФ, стоит проверить каждый дом с общедомовым отоплением. Ведь принцип начисления платы везде одинаковый. «Это первая победа. Сегодня мы собираем документы и будем обращаться в прокуратуру, чтобы была проведена комплексная проверка начисления платы за горячее водоснабжение по всему городу, а затем и по краю», - подчеркнул эксперт ОНФ Вячеслав Зайцев.
«Это хороший пример для жителей всего края. Только, когда жильцы многоквартирного дома понимают, что сами являются хозяевами, собственниками, может получиться такой результат», – добавила сопредседатель регионального штаба ОНФ Александра Будяк.
Виноваты безработные
Кстати, на пресс-конференции, на вопрос экспертного канала о подскочивших тарифах и скромных пенсиях, глава региона Владимир Владимиров заявил, что вопрос этот сложный, ведь выжить пожилому человеку на 3-4 тысячи – задача почти нереальная. «Тяжело отвечать на такие вопросы, – печально вздохнул Владимир Владимирович. – На мой взгляд сегодняшнее пенсионное обеспечение и вопросы, связанные с ним, лежат как в плоскости государства, так и нашей социальной ответственности. У моей мамы выходит из-за холодов зимой больше 8 тысяч платежка. У нее есть сын, и он ей должен помогать. И я также буду воспитывать своих детей, чтобы они мне тоже помогали. Есть еще один аспект: представьте себе, по итогам этого года, кажется 838 тысяч работающего населения, которые платят взносы. И эти 800 тысяч содержат два миллиона человек. Эти два миллиона: дети, пенсионеры и 560 тысяч человек, которые никуда не платят. Мы платим 13 млдр рублей за этих людей, которые не платят никуда никаких налогов. Социальная ответственность могла бы удвоить пенсии. Я всегда говорю, мол, ты работаешь за минималку, а когда ты пойдешь на пенсию, то что будешь получать? Никто об этом не думает. Почему-то в кармане зазвенело, мозги отказали, сегодня хочу купить, а завтра может на государство все переложу. Этот вопрос мне постоянно задают люди. Я всегда прошу прощения за эти цифры, потому что знаю, что ни на две, ни на три тысячи сегодня не проживешь».