Какие проблемы с коммунальными платежами встречаются в реальности и что с ними делать?
Коммунальные платежи – актуальная тема для всех, так как, имея дом, каждый из нас имеет коммунальные расходы, большая доля из которых действительно утекает как в воду. Говорят, что переход на оплату по счетчикам экономически выгоднее, но практика показывает, что не так-то просто добиться этой выгоды. Что же делать в этом случае, когда счет за воду должен быть меньше, но чиновники против? А что делать, если платежи за коммунальные услуги просто растут без видимых оснований?
Развернутый ответ на эти извечные вопросы дал Антон Чертов, кандидат юридических наук, директор департамента по работе с регуляторными рисками, анализу и обобщению судебной практики ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ».
- Антон, в последнее время водные счетчики стоят практически у всех. Некоторые жители установили их не так давно и имеют вопросы по части оплаты. Давайте попытаемся в этих вопросах разобраться на конкретных примерах. Допустим, человек жил и платил по всем счетам, как положено. Потом установил счетчики, причем правильно, но просрочил их поверку на 10 месяцев. При этом все эти 10 месяцев он платил за воду, как это делал все предыдущие года, то есть по нормативам. Однако к нему за эти 10 месяцев пришел перерасчет, согласно которому он должен заплатить за месяцы, когда счетчики уже были, но не было поверки. Получается, человек и так платил этот срок больше, чем мог бы, а тут еще за что-то оказался должен. Почему он должен за что-то платить, никто толком объяснить не может: ни юрист по ГБУ Жилищник р-на Обручевский, ни работник МФЦ. Однако все ссылаются на постановление № 354, согласно которому человек все же что-то должен. Это действительно так? И даже если он должен, то каким образом можно проверить правильность этих начислений?
ОТ РЕДАКЦИИ. О том, что после установки (проверки) счетчиков собственник жилья должен переплачивать в течении нескольких лет утверждали под диктофон руководитель МФЦ Обручевского района Григорий Куров и сотрудница этого МФЦ Рушана Нуриева.
- В данном случае неоднозначность применения обусловлена в федеральном законодательстве, так как любые счетчики регулируются, прежде всего, федеральным законом об обеспечении единства средств измерений. И вот в этом законе для физических лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг, не установлена обязанность представлять средства измерений на периодическую поверку, при этом такая обязанность установлена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, ГБУ «Жилищник» как исполнитель коммунальных услуг при непередаче потребителем показаний приборов учета в течение 6 месяцев подряд обязано было осуществить проверку прибора учета само и снять показания. При этом Правила предоставления коммунальных услуг также устанавливают обязанность исполнителя осуществлять ввод индивиудальных приборов учета в эксплуатацию по заявлению потребителя коммунальных услуг.
Антон Чертов: «Федеральное законодательство не устанавливает для физических лиц обязанность представлять коммунальные счетчики на периодическую проверку. Это возложено на исполнителя коммунальных услуг».
- «Жилищник» должен был сам сделать проверку?
- Да, это прямо в правилах предоставления коммунальных услуг записано, то есть это их обязанность. Сотрудники ГБУ должны были уведомить собственника о предполагаемой дате проверки и проверить и снять показания прибора учета.
ЖКХ в Москве: водообман по-обручевски или как не надо платить за воду
Что такое проверка, в принципе? Это способ подтверждения соответствия работы прибора учета его паспортным показателям. И хоть в указанном законе прямо не установлена обязанность физических лиц, являющихся потребителями коммунальных услуг, обеспечивать периодическую поверку приборов учета, я все же считаю, что делать это необходимо, так как качество приборов учета в РФ не всегда соответствует всем требованиям. Кроме того, у нас возможна агрессивная водная среда, под воздействием которой приборы портятся. И здесь появляется риск, что при поверке будет установлен факт несоответствия прибора учета (выхода прибора учета из строя), и тогда будет произведен перерасчет объемов оказанной услуги по горячему и холодному водоснабжению исходя из нормативов потребления за весь период времени с даты выхода прибора учета из строя.
Антон Чертов: «Собственник, не установивший приборы учета, платит по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента. Обычно в таких квартирах переплачивают за воду практически 50%».
- А допустим, человек установил приборы водоучета, они начали работать, он все данные правильно сдал, но ведь ему потом все равно насчитают доплаты за так называемых неучтенных за этот срок людей. Как проверить правильность расчёта этой доплаты? Предположим в доме 100 квартир, в 80 приборы стоят, а в 20 –нет. Один человек установил счетчик через 10 месяцев, то есть квартир без учета стало уже 19. Как будет рассчитываться доплата за эти 10 месяцев? Недоимку за 19 квартир возложат на этого одного, установившего счетчики, или на все 80 квартир?
- История немного иная. В целом все коммунальные ресурсы – холодная и горячая вода, электрическая энергия, отопление и водоотведение – в жилищном законодательстве разделены на непосредственно потребляемые вами в вашем жилом помещении и на те ресурсы, которые тратятся в общих помещениях многоквартирного дома. Например, лифт в доме не ездит сам по себе, во-первых, на это тратится энергия, во-вторых, его обслуживает управляющая компания. И за это платят все жильцы.
В любом многоквартирном доме, где есть общедомовой прибор учета, но не в каждой квартире установлен индивидуальный счетчик, существует проблема неучтенного потребления. И если собственник не установил приборы учета, то он платит за объемы, которые определены нормативами потребления. Стоит отметить, что в Москве нормативы достаточно высокие. Кроме этого, этот объем по нормативу увеличивают на повышающий коэффициент. С 1 января 2017 года этот коэффициент составляет 1,5, то есть люди в квартирах без приборов учета переплачивают практически 50%. И сейчас эти счета, выставленные по нормативам потребления, необходимо оплачивать вне зависимости от того, проживал ли собственник или нет. Никто сегодня перерасчет по причине отсутствия не делает.
- А если стоят счетчики, человек не жил, показания не менялись, то он ничего не платит?
- Да, собственник подает показания приборов учета и не платит, если показания не изменились. Но у управляющей организации есть право потребовать проверки этих приборов, так как они могут быть просто неисправны.
- А если сроки поверки еще не подошли, человек не живет в своей квартире, воду не потребляет, данные не подает, то и за воду не платит?
- Да, не платит, поэтому счетчики устанавливать выгодно. Но подавать показания приборов учета нужно. Если даже нулевые показания не подавать, то первые три месяца будут выставляться счета по среднему потреблению, а потом платежи будут рассчитываться по нормативам.
Антон Чертов: «Сегодня собственники за общие помещения платят по показаниям общедомового прибора учета, а траты на содержание такого общего имущества отражаются в плате за жилищную услугу. На этом основании любые доплаты и перерасчеты, выходящие за рамки показаний счетчиков, не соответствуют действующему законодательству.
- Но давайте поговорим о содержании общих помещений.
- Объемы воды или электроэнергии, попадающие в общие помещения, должны учитываться общедомовыми приборами учета, которые обычно стоят на входе в дом в подвале. Допустим, в доме по индивидуальным приборам за месяц было израсходовано 100 кубометров воды, а люди, оплачивающие по нормативам, израсходовали еще 30. Однако по показаниям общедомового счетчика в дом поступило не 110 кубометров воды, а 140. Это возможно, где большие семьи, не все члены которых зарегистрированы в квартире, платят по нормативам потребления коммунальных услуг, а не по реальному потреблению. Так вот, с 1 января до 9 августа 2017 года весь этот небаланс ложился на ресурсоснабжающую организацию, то есть на поставщика воды. И уже на Мосводоканале этот небаланс делился на всех потребителей.
С 10 августа 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс, согласно которым изменился порядок определения объемов «общедомовых» коммунальных ресурсов, если в доме установлен общедомовой прибор учета. Собственники платят по показаниям общедомового прибора учета, а траты на содержание общего имущества отражаются в плате за жилищную услугу. На этом основании любые доплаты и перерасчеты, выходящие за рамки показаний счетчиков, не соответствуют действующему законодательству. Любые траты ресурсов, повторюсь, на обслуживание и содержание общего имущества включены в жилищную услугу.
Но есть здесь нюанс, в законе эти изменения уже есть, но нет пока соответствующих изменений в правилах предоставления коммунальных услуг. Согласно проекту изменений в правилах, который обсуждался, несмотря на показания общедомового прибора учета, объем потребления коммунальных услуг для целей содержания общедомового имущества, предъявляемый к оплате жителям, не должен будет превышать значения соответствующего норматива, и никто не должен будет оплачивать объемы сверх указанных нормативов, даже если приборы показывают больший расход. Единственное исключение из указанной нормы в проекте – случай, когда в доме установлена автоматизированная система контроля и учета соответствующего коммунального ресурса, обеспечивающая одновременную фиксацию показаний общедомового и индивидуальных приборов учета во всех помещениях дома.
- Есть еще один вопрос. Касается собственника, установившего приборы учета, просрочившего поверку на 10 месяцев и получившего перерасчет за период, когда он просто платил по нормативам. Перерасчет не просто пришел за эти 10 месяцев, но в МФЦ было сказано, что возможны подобные доплаты до 3 лет, так как за 10 месяцев кто-то регистрировался, ко-то снимался с учета, кто-то какие-то данные не снял… Как такое возможно?
- Это явная ошибка с учетом. Весь этот небаланс уже ушел в плату за содержание и ремонт, его как кубометра для собственника не существует.
Теперь для тех, кто просрочил поверку на три месяца и более и не передавал показания приборов учета. Им делается расчёт за три месяца на основании их среднего потребления, а уже после трех месяцев расчет идет по нормативу потребления, несмотря на то, что есть прибор учета. После же проверки, которая показала, что приборы исправны, УК должна произвести перерасчет исходя из показаний установленных счетчиков.
Напомню, в соответствии со статьей №157 Жилищного кодекса плата возможна либо по нормативам, либо по показаниям приборов учета. У собственника есть прибор учета, его работоспособность подтверждена — нет никаких оснований выставлять какие-то иные счета.
- Антон, есть еще вопрос относительно температуры горячей воды. Андрей Чибис как-то предлагал сделать ее менее горячей, то есть давать воду ниже 60 градусов, потом предложил сделать погорячее… Затем нам всем объяснили, почему нужно именно 60 градусов, и решили эту температуру не трогать. Возможно ли, чтобы температура воды всегда и везде была ровно 60 градусов? А если температура на выходе 55 или 50 – это норма или нет?
- Возможно, по этой причине в РФ отсутствуют приборы учета горячей воды, которые, помимо объемов, мерили бы и температуру, потому что в этом случае была бы огромная коррекция по счетам. Согласно закону, если вы получаете горячую воду температурой ниже 60 градусов, то вправе требовать уменьшения ее стоимости, так как эта вода не соответствует требованиям Приложения 1 к правилам предоставления коммунальных услуг, а при температуре воды ниже 40 градусов оплачивать такую воду следует как холодную.
Почему выбрана цифра 60? Насколько я помню, именно на ней настаивал Роспотребнадзор, так как при этой температуре происходит гибель болезнетворных бактерий. И это здравая позиция. Если учитывать степень износа наших сетей, то следует беспокоиться о безопасности поставляемой воды.
- А где все-таки необходимо замерять температуру воды? При входе в здание? При выходе из крана? Есть критерии?
- Температуру воды вы измеряете в водоразборном устройстве.
- Прямо в кране можно мерить?
- Ну, наверное, да.
- Такая же вода идет на обогрев здания?
- В Москве в батареях течет другая вода. У нас действует закрытая система горячего водоснабжения. Но есть и открытая система теплоснабжения, когда фактически одна и та же вода попадает и в систему теплоснабжения, и в краны. Но по закону о теплоснабжении открытые системы существуют у нас лишь до 2022 года, а после они должны быть переведены на закрытые. Закрытые все же экономически выгоднее.
- Уточните, пожалуйста, замерять температуру воды нужно сертифицированным прибором измерения?
- Для требования проведения проверки качества коммунальной услуги можно померить любым, я не слышал, чтобы требовались особые приборы. Закон в данном случае на стороне потребителя. Вы, как потребитель, можете измерить температуру любым способом, и уже потом требовать исполнение коммунальной услуги должным образом. Далее управляющая компания (исполнитель коммунальной услуги) должна провести необходимую проверку, чтобы установить факт ухудшения качества горячей воды в отношении ее температуры внутри домовой системы ГВС.
- У нас есть еще один практический вопрос. В «Строительство.RU» обратился предприниматель, получивший платежку о повышении стоимости услуг УК в Таганском районе. Тариф на вывоз мусора подорожал на 50%. Мы решили разобраться, на каких основаниях произошло увеличение платежей. Нашему корреспонденту под диктофон было отвечено, что необходимо повышать зарплату сотрудникам, что ее, мол, все повышают. Это мини-интервью было отправлено в Мосжилинспекцию, там ужаснулись и сказали, что максимальное повышение тарифов за этот период могло быть лишь на 11%. В результате, платежка данного предпринимателя была снижена. УК извинилась, ссылаясь на ошибку. При этом за этот же период этому же предпринимателю был повышен платеж за отопление на 50%. Редакция опять пошла в УК выяснять причину повышения, и там ретировались, ссылаясь на иную методику расчёта. Скажите, УК это делают умышленно, надеясь, что их не будут проверять? И если бизнес получает такие платежки, то каким образом их можно проверить, на какие законы следует смотреть и куда можно обращаться за разъяснениями?
- У нас есть универсальный надзорный орган – прокуратура. Туда всегда можно обращаться с подобными вопросами. Во-вторых, можно обратиться в федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет, в том числе, и контроль за злоупотреблением доминирующим положением.
ОТ РЕДАКЦИИ
Благодарим Антона Чертова за предоставленное экспертное мнение.
Редакция будет продолжать изучать тему интервью, надеется получить комментарий от Г.Хованской и способствовать отмене неправомерных платежей вплоть до обращения в прокуратуру г. Москвы.
Беседовал Александр Гусев, подготовила Наталья Бухтиярова