Реформирование системы ЖКХ, которое длится уже десять лет, новые, постоянно меняющиеся правила и отсутствие внятной просветительской кампании приводит к тому, что данная сфера стала хорошей питательной средой для всевозможных мошенничеств. Обмануть потребителей пытаются все – чиновники, управляющие компании и просто проходимцы. Защитники прав потребителей констатируют, что бороться с этой системой крайне сложно, да и суды начали все чаще вставать на сторону поставщиков услуг.
Больше всего проблем потребителям доставляют счетчики. Недавно «НИ» сообщали о странных случаях со счетчиками воды, которые владельцам предлагается заменить до окончания срока эксплуатации. Однако этим дело не ограничивается. В последние месяцы поток нареканий вызывают трехтарифные счетчики электроэнергии, которые начали использоваться несколько лет назад. Данные приборы, как обещали разработчики, должны приводить к снижению ежемесячных платежей за электричество на 20–25%. Суть их применения заключается в следующем. Энергия в течение дня расходуется пользователями неравномерно. Максимума ее потребление достигает дважды: в утренние часы, когда начинают работать предприятия, и в вечерние, когда большинство людей возвращаются с работы и включают бытовые электроприборы. Ночью же потребление электроэнергии резко падает. Подобный «рваный» ритм работы плохо сказывается на сроке службы оборудования электростанций, поэтому россиянам было предложено заменить обычные счетчики трехтарифными, которые предоставляют возможность оплачивать потребление электроэнергии в ночные часы по тарифу, в четыре раза дешевле дневного. Стоимость установки квартирных многотарифных счетчиков составляет около четырех тысяч рублей. Тарифные зоны делятся на пиковую, или самую дорогую (с 7 до 10 утра и с 17 до 21 часа), полупиковую (с 10 утра до 17 часов и с 21 до 23 часов) и самую дешевую ночную (действует с 23 часов до 7 утра). Установка подобного счетчика по идее должна быть выгодна не только людям, ведущим ночной образ жизни, но и всем остальным. «Один только холодильник работает в квартире круглые сутки и потребляет до четверти всей электроэнергии, – говорится в материалах Гринпис России. – При наличии многотарифного счетчика его работа будет стоить значительно дешевле. А если еще программировать хлебопечки, стиральные и посудомоечные машины на работу в ночное время, то экономия семейного бюджета будет еще больше».
На практике все оказалось не так гладко. Некоторые потребители, рискнувшие воспользоваться новшеством, столкнулись с тем, что их счета за электроэнергию не только не уменьшились, но возросли. Расчет проводился по самому высокому тарифу, вне зависимости от того, в какое время дня они включали свет, смотрели телевизор или стирали белье.
«В середине ноября мне перепрограммировали трехтарифный счетчик по электроэнергии по двум квартирам, которые находятся на одной площадке, – рассказывает москвичка Ольга. – В итоге перепрограммирования вся электроэнергия пошла на пиковое время. По итогам ноября (2011 года. – «НИ») эта проблема была не очень заметна. В итоге за декабрь трехтарифный счетчик превратился в однотарифный. Мои неоднократные обращения и жалобы в «Мосэнергосбыт» ни к чему не приводят. Жалобы принимают, обещают проконтролировать, но воз поныне там».
С аналогичной проблемой столкнулись и в других городах. «Я посылаю показания своего счетчика, а мне приходят квитанции по общему тарифу, – говорит Татьяна Шульга из Екатеринбурга. – Я уже устала ходить разбираться». Зоя Веселова из Нижнего Новгорода отмечает, что после перепрограммирования трехфазного счетчика в связи с отменой «зимнего» времени он стал работать как однофазный в пиковое время. «Обращались с заявками по телефону и письменно, – жалуется она. – Ответ на письменное заявление приходил ровно через месяц: «Компетентные органы разбираются».
Эксперты отмечают, что дело, вероятно, в неправильном перепрограммировании, и проблема может быть решена простым вызовом платного мастера. Если это не помогло, то дальнейшие действия зависят от способа управления многоквартирным домом, говорит замдиректора Фонда «Институт экономики города» Владилен Прокофьев. «Если домом управляет управляющая компания, то коммунальную услугу представляет соответственно она, – объясняет собеседник «НИ». – И между управляющей организацией и гражданином заключается договор управления многоквартирным домом, причем в обязательном порядке в письменной форме. Другого варианта быть не может. В этом случае в договоре управления должно быть описано, по какому тарифу происходит оплата коммунальных услуг вне зависимости от того, какой прибор учета установлен у потребителя: двух-, трех- или однотарифный. Должно быть указано, по какому тарифу считать. При установке, например, трехтарифного прибора учета возможна оплата по одному тарифу, единому, а возможно, по трем тарифам, в зависимости от настройки данного прибора учета».
В случае, когда речь идет о непосредственном управлении, то поставщиком услуги является ресурсоснабжающая организация, например «Мосэнерго». «В этом случае договор, заключенный между «Мосэнерго» и потребителем, определяет порядок расчетов по данному прибору учета, – продолжает г-н Прокофьев. – Если в договоре вообще ничего не сказано по поводу того, по какому тарифу платить, то по умолчанию должна осуществляться оплата по трем тарифам, если речь идет о трехтарифном приборе учета».
Если же вдруг управляющая компания или ресурсоснабжающая организация выставляют счет не по тарифу, указанному в договоре, или не соответствующему тарифу, то дело явно нечисто. В этом случае специалисты «Института экономики города» рекомендуют обращаться в жилищную инспекцию, которая как раз следит за правильностью начисления платы за коммунальные услуги. «Государственная жилищная инспекция должна провести внеплановую проверку и выдать предписание управляющей компании», – объясняет Владилен Прокофьев.
Не прошло гладко и введение системы, при которой отопление в жилых домах оплачивается не круглый год, а только в период отопительного сезона, при этом размеры платежей соответственно возрастают в 1,5–2 раза. В Санкт-Петербурге даже разразился целый скандал по этому поводу, когда оказалось, что лишь часть управляющих организаций и ТСЖ выставили в сентябрьских счетах за отопление нули, как и было положено по новым правилам предоставления коммунальных услуг. Остальные исполнили постановление правительства РФ лишь в той части, которая касалась увеличения платежей. Особенно пострадали от такой сознательной путаницы льготники. Возмещение затрат за сентябрь они получили уже по новым правилам – то есть за вычетом средств на отопление, а платежки шли по старым, то есть с лишними 1,5 тыс. рублей.
Жалобы граждан попали в СМИ. Председатели ТСЖ и руководители управляющих компаний стали искать себе оправдания – ни один из них не признал, что сознательно ввел горожан в заблуждение. Одни валили все на то, что вовремя не были разосланы официальные распоряжения на перерасчет. Другие уверены, что вправе были самостоятельно решать, применять им новые правила или же действовать на основании старых, хотя такое право дано лишь властям регионов. В результате городскому комитету по тарифам Санкт-Петербурга пришлось давать официальное разъяснение. «Если граждане получили за сентябрь квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг с указанием платы за отопление, следует обратиться с письменным заявлением в свою управляющую компанию или к председателю ЖСК, ТСЖ с требованием произвести возврат неправомерно предъявленных к оплате сумм – снять сентябрьское начисление за отопление, – говорилось в документе. – При отказе управляющей организации (ЖСК, ТСЖ) можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и в суд». Кроме того, чиновники призвали потребителей быть внимательными с весенними платежками, когда отопление в домах отключат.
Эксперты, занимающиеся нарушением прав потребителей в сфере ЖКХ, отмечают, что с каждым годом работать становится все труднее: увеличивается количество поставщиков услуг и посредников, отсутствуют единые формы договоров, размыто понятие ответственности за то или иное нарушение. По словам юриста Игоря Зверева, не всегда удается установить, что стало причиной нарушений – техническая ошибка или мошенничество. Кроме того, суды все реже готовы защищать права потребителей в соответствующих спорах. «Чаще всего суд встает на сторону управляющей компании или ДЕЗа – 70% дел решается в их пользу», – констатирует г-н Зверев. Отстоять же свое право удается в том случае, если истории приобретают широкую огласку. «Новые Известия» будут и дальше информировать читателей о том, какие уловки ожидают их в сфере ЖКХ.
ВАЛЕНТИНА ШАХОВА