Чем управляет управление городского заказа? http://www.up.mos.ru/cdz/kerzonu/kniga0 … c503694916
Четыре года прошло со времени вступления Федерального Закона «О товариществах собственников жилья» в действие. По данным Московской регистрационной палаты в Москве зарегистрировано 466 ТСЖ. Но ни одно ТСЖ не смогло, как ни билось, заключить договор на финансирование и получить бюджетное дотационное финансирование непосредственно на свои расчетные счета. Этому ведомству плевать на все решения Правительства Москвы. Оно молча «гнет свою линию» – не отдает товариществам положенные на их квадратные метры бюджетные дотационные средства, продолжая их бездарно проедать либо растаскивать.
Именно через Управление городского заказа проходят бюджетные средства на содержание жилищного фонда. И именно этому звену правительства Москвы надлежит разработать механизм передачи бюджетных средств напрямую «каким-то» товариществам собственников жилья. Разве можно в этой ситуации осуждать первого заместителя начальника Управления городского заказа Медведеву Е.М., ставшую грудью на защиту от ТСЖ «своих бюджетных средств»? Разве можно осуждать начальника МГУП «Жилкооперация» Меркулова А.Т., через которого многие годы осваиваются бюджетные средства, отпущенные на капитальный ремонт домов ЖСК, за то, что он «не пожалеет живота», отстаивая рядом со своей начальницей «свои» бюджетные деньги. Поэтому ГУП «Жилкооперация», на которое возложена задача передачи бюджетных средств ТСЖ, образованных на базе ЖСК и ЖК (согласно распоряжению Премьера правительства Москвы от 26.03.98 № 322-РП) до сих пор не может уразуметь, как подписывать договоры на финансирование и на передачу бюджетных средств товариществам. А сколько в этом строю в подчинении Управления городского заказа еще начальников ДЕЗов, ГРЭПов. И все со своими работниками, которые в вопросе «не отдавать» вернее родных! Они вам и сказку расскажут, что в ТСЖ все в 5-7 раз дороже, и «пужнут» для порядку, что там ваши квартиры «продадут банкирам, а Вас самих выбросят на улицу». Либо еще какую-нибудь чушь пострашнее.
А пока... дома, в которых раньше были ЖСК, а теперь живут собственники квартир, по ставкам 30 копеек за кв. метр обслуживают ДЕЗы. Капитальный ремонт осуществляет МГУП «Жилкооперация». Живи да радуйся. Халява в советском стиле? – Как бы не так!
ДЕЗ получает с жителя 30 копеек – и обслуживает на 30 копеек, из них 15 чисто обслуживание, а 15 на вознаграждение обслуживающим. А то, что сегодня бюджет еще доплачивает на каждый квадратный метр по 2 рубля 50 копеек в месяц, то ведь то бюджет. Как, куда и когда бюджетные деньги сумели оприходовать – это уже дело техники бухгалтеров, сметчиков и иных профессионалов. Какое дело жителю до этих средств? Разве он их платил? – А раз нет, то и отчета перед жителем нет. Сколько заплатил – на столько и получи. И не скули, что твой дом разваливается. Еще спасибо, что за 15 копеек до сегодняшнего дня достоял.
И капитальный ремонт делают также. Бюджет отпускает средства на 2500 домов якобы «ЖСК», а ремонт за год получит 25-30. А поскольку всем все-равно не хватит, то, конечно, в «Жилкооперации» в первую очередь беспокоятся о животе своем собственном. Наверное всех удивит тот факт, что у МГУП «Жилкооперация» нет договора на обслуживание ни с одним ЖСК. Выполненные в домах ЖСК работы, самим МГУП «Жилкооперация» и принимаются. ЖСК часто даже не знает, что у него делали. Для «Жилкооперации» так легче отчитываться о произведенных работах и, главное, об освоенных огромных бюджетных средствах. Меня лично, во время одного из визитов в «Жилкооперацию» удивил тот факт, что чиновники «Жилкооперации» жалуются на отсутствие бюджетного финансирования уже несколько месяцев в начавшемся году, на непогашенные долги с прошлого года, на малую вероятность того, что ЖСК-просители получат хоть какие-то деньги на капитальный ремонт, ...и при этом у «Жилкооперации» машины «Вольво», сотрудники огромные суммы бюджетных денег тратят на оплату разговоров по сотовым телефонам «Би-лайн». Куда им ездить и о чем говорить за наши деньги, если ничего не делается для капитального ремонта домов? – Наверное они лучше знают. Поэтому и живот готовы положить, чтобы не отдать право распоряжаться бюджетной кормушкой.
И здесь мы подошли к «игле Кащея-бессмерного». Законодательная власть в лице депутатов Московской городской думы, хорошо понимает, что никаких ЖСК давно и в помине нет, нет никакой кооперативной собственности и членов кооператива, ...но утверждают годовой бюджет города со статьями на текущий и капитальный ремонт организаций-призраков, то есть домов ЖСК. «Игла Кащея-бессмертного» на очередной год, как в сказке в яйцо, упрятывается под защиту Закона города Москвы «О бюджете города Москвы».
Исполнительная власть в лице Правительства Москвы понимает, что никаких ЖСК в реальности давно нет, но берет бюджетные деньги на содержание организаций-призраков и отчитывается, что израсходовала эти средства в очередной раз по назначению, на ЖСК. При этом стыдливо оправдывает себя тем, что заботится о членах ЖСК, которых ну никак не может бросить на произвол судьбы без бюджетных денег. Если этих денег когда-нибудь хватит еще и на ЖСК. Заставить чиновников самих лишить себя благополучия и отдать эти огромные средства из своих рук в чужие – дело бесперспективное. И их можно по человечески понять. Если не брать во внимание, что здесь нарушен Закон и интересы жителей Москвы, интересы налогоплательщиков.
Мастера и подмастерья
Начальники ЖСК – председатели, бухгалтеры, члены правления – с точки зрения объема материальных выгод от сохранения ЖСК на мастеров «красных генералов» не тянут. Так, с натяжкой, на подмастерьев. Они продолжают заключать договоры от имени ЖСК, называя себя членами ЖСК, хотя у всех давно есть свидетельство о собственности на свою квартиру. Некоторые свою квартиру уже и подарили своим детям или внукам, но называют себя членами ЖСК. Выгода от сохранения организации-призрака у них тоже есть. Кто подкармливается от сдачи в аренду «кооперативной» квартиры правления, подвалов и нежилых помещений; кто оставляет себе на содержание поступления от оплаты жилья как вторичного, не платя эти деньги в ДЕЗ; кто собирает вступительные взносы в ЖСК с покупателей квартир в доме и т.д. И хотя исполнение функций руководства в ЖСК, мало чем отличается от руководства в ТСЖ – нужно лишь войти в правовое поле, что даст право все построить на основе Закона – председателей ЖСК страшит, с одной стороны, перспектива не быть переизбранными, а, с другой стороны, перспектива войны с чиновниками обслуживающих организаций, исполнительной власти, не желающих наделять правами Товариществ собственников жилья сегодня в общем-то бесправное руководство ЖСК. Они не меньше остальных понимают, что возглавляют организации-призраки. Поэтому самая распространенная позиция председателей ЖСК: «доработаю пока не выгонят, а Товарищества пусть создают молодые». Учитывая, что в основном это пенсионеры, их по-человечески тоже можно понять.
Со стороны ДЕЗов «поощрение» ЖСК выражается в закрывании глаз на то, что ЖСК оставляет у себя плату за вторичное жилье и подает такое количество льготников, которое руководству организаций-призраков позволяет совесть. Деньги, получаемые ДЕЗами от ЖСК, для ДЕЗов большой роли не играют, ведь это всего лишь несколько процентов от суммы расходов, – все построено на средствах бюджетного финансирования. Здесь тоже хорошо понимают, что перед ними организации-призраки, поэтому попытки возмущения плохим обслуживанием, или почти его полным отсутствием, пресекают угрозой разрыва договора на обслуживание как с несуществующей организацией.
Здесь уместно упомянуть еще одно заинтересованное в сохранении организаций-призраков лицо – собственника квартиры, называющего себя членом кооператива. Собственник жилья, согласно статье 210 ГК РФ обязан самостоятельно нести бремя расходов по содержанию своего жилья. Он имеет право на дотацию из городского бюджета только в случаях, если он избрал форму управления домом в виде товарищества собственников жилья или заключил прямой договор на обслуживание с ДЕЗом. При этом он должен подтвердить, что данное жилье у него единственное. В большом числе случаев жилье уже не единственное. Но в рамках ЖСК ничего подтверждать не нужно и можно годами продолжать платить за жилье с учетом дотаций из городского бюджета.
Все, кто обязан это контролировать, от такого положения дел, от сохранения организаций-призраков, только выигрывают: и руководство ЖСК – иначе не будет ЖСК; и ДЕЗ – иначе туда не придут бюджетные средства на содержание ЖСК; и МГУП «Жилкооперация» – иначе туда на придут бюджетные средства на капитальный ремонт ЖСК; и Управление городского заказа – иначе там не видать таких огромных средств. Выигрывают все, через кого проходят сверху вниз эти бюджетные средства, так как перекатываясь через «пороги» вышестоящих структур, бюджетный айсберг теряет в весе и приходит в организации-призраки таким обмылком, что жители его уже не могут углядеть через лупу.
3.6.8. Кто проигравший?
Проигрывают от существования организаций-призраков в жилищной сфере в первую очередь жители Москвы – собственники жилья, они же налогоплательщики. По фактической форме функционирования, с точки зрения обслуживания дома и его жителей, товарищество собственников жилья полностью заменяет ЖСК. Но при этом, права и обязанности членов этого нового организационного образования в многоквартирном доме приводятся в соответствие с изменившимся статусом собственников жилья. Им не нужно спрашивать у общего собрания разрешения на распоряжение своей собственностью. Они получают права на управление домом и придомовой территорией, право распоряжаться их судьбой не выпрашивая на каждом шагу согласие у чиновника, а могут опираться только на Закон. Закон же позволяет им получать дотационное бюджетное финансирование непосредственно на расчетные счета своих ТСЖ, минуя все перечисленные «пороги», где эти деньги пока что исчезают. А это означает, что создав ТСЖ, собственники получают возможность сохранять и улучшать свой дом, а значит и поднимать стоимость своего жилья.
Проигрывают от существования организаций-призраков избираемые главы Управ и советники районного собрания. Проигрывает МЭР Москвы. Огромные бюджетные средства расходуются ежегодно, а жилищный фонд города катастрофическими темпами ветшает и разрушается, так как эти деньги уходят не по назначению. Недовольство населения состоянием своего жилищного фонда выливается в недовольство своими избранниками во время выборов. А ведь в дележе этой части бюджетного пирога, отрезанного на содержание организаций-призраков, они участия не принимали.
3.6.9. Что делать?
Что нужно сделать, чтобы в Москве начало соблюдаться действующее законодательство? Во-первых, Правительство Москвы должно начать само исполнять федеральное законодательство, тогда получит моральное право требовать исполнения московского законодательства. Во-вторых, Правительство Москвы должно определиться: либо оно будет продолжать растаскивать бюджетные средства сохраняя Москву как оазис теневой экономики – тогда мои рекомендации можно дальше не читать; либо оно ставит перед собой задачу вхождения Москвы в правовую зону России – тогда перед вами путь превращения «ЖСК» (где нет ни одного члена ЖСК) в товарищества собственников жилья.
3.6.10. Путь вхождения ЖСК и ЖК в правовое поле:
1) приведение бухгалтерской отчетности ЖСК и ЖК в соответствие с действующим законодательством, а именно, каждый ЖСК в течение квартала должен получить и представить в инспекцию МНС со следующим балансом Свидетельство о собственности на те квадратные метры жилой площади, которая является кооперативной в его кооперативном доме. Непредставление Свидетельства наказывается арестом расчетного счета. При шестимесячном отсутствии Свидетельства ЖСК и ЖК считается ликвидированным автоматически. На этом этапе исчезнут 99 процентов ЖСК и ЖК – никакой кооперативной площади ни у какого ЖСК или ЖК давно нет и в помине. Все квартиры давно являются собственностью граждан. То большое плохое «НО», о котором мы говорили выше, и заключается в том, что (почти) ни у одного ЖСК никакой кооперативной собственности нет, отсюда нет ни ЖСК, ни членов ЖСК, ни правлений, ни председателей ЖСК или правлений.
2) постановлением Правительства Москвы (что не нарушит федеральное законодательство, но все же было бы лучше, чтобы постановлением Правительства Российской Федерации) признать каждого члена ЖСК и ЖК, получившего: а) Свидетельство о собственности на квартиру; б) справку о полностью выплаченном паенакоплении – автоматически выбывшем из ЖСК и ЖК и потерявшем право считаться членом этого кооператива. Таким образом мы сразу покончим с существующим сегодня маразмом, когда собственники квартир о чем-то голосуют на общих собраниях кооператива, а суды признают эти абсурдные результаты голосования по формальным признакам – этих членов никто из кооператива не исключил, а самим судьям дойти до столь сложного понимания закона как п.4 ст.218 ГК РФ не под силу. (У многих судей по сей день понятие собственность в голове не утвердилось. Например, просить судью потребовать подтверждения права собственности у представителя Департамента государственного и муниципального имущества равносильно для судей просьбе раздеться в зале суда до гола, т.е., вызывает непонимание, возмущение и негодование.)
3) ДЕЗам при заключении договоров на техническое обслуживание требовать в обязательном порядке от кооперативов представления Свидетельства о собственности на жилые помещения в доме, являющиеся кооперативными. Ведь льгота 30 копеек предоставляется только ТСЖ, ЖСК и ЖК. При отсутствии Свидетельства, обслуживание продолжать осуществлять, но по ставкам для вторичного жилья. Как результат, через два-три месяца 2300 домов бывших ЖСК и ЖК зарегистрируют товарищества собственников жилья, чтобы снова войти в правовое поле и получить все имеющиеся льготы.
3.6.11. Игры с Уголовным кодексом
Председателям сегодняшних «ЖСК» и «ЖК» не помешает ознакомиться со ст.171 Уголовного кодекса РФ «незаконное предпринимательство». Именно таким незаконным предпринимательством, за которое «светит до трех лет» все они сегодня занимаются, собирая деньги с собственников квартир за коммунальные услуги, техобслуживание и управленческие расходы. Сейчас готовятся дела против нескольких председателей ЖСК по этой статье. Первое же осуждение по 171 статье УК РФ председателя ЖСК повлечет цепную реакцию. Как поется в песенке, «пока еще не поздно, кондуктор нажми на тормоза».
Давайте строить правовое государство, давайте жить в правовом государстве соблюдая Закон. Гражданский кодекс РФ в статьях 131, 219 , Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним» требуют обязательной регистрации любой недвижимости и указывают, что недвижимость появляется только после государственной регистрации. Отсутствие регистрации, тем более получение бюджетного финансирования на незарегистрированную, а стало бать несуществующую недвижимость, является не чем иным, как теневой экономикой. По сегодняшний день ни один квадратный метр кооперативной площади у кооперативов не зарегистрирован. (Впрочем, как и муниципальной площади.) Я хочу, чтобы меня услышали и «бывшие члены ЖСК и ЖК», и Правительство Москвы. Пора кончать с теневым сектором экономики в Москве, который представляет из себя «кооперативный жилой фонд». (Одновременно, по аналогии, решать вопрос и с «муниципальным фондом».). Любое право собственности должно быть внесено в Единый государственный реестр и только тогда у собственника должны возникать права и обязанности в отношении этой собственности.