Как жильцам дома с ТСЖ заработать на наружной рекламе
Ремонт в подъезде, благоустройство территории вокруг дома и многое другое можно получить «бесплатно». Точнее, оплатить средствами, полученными от размещения рекламы на стенах и крыше многоквартирного дома. Как заработать на рекламе, сколько могут заработать жильцы, и какие сложности могут их ожидать?
Ощутимая прибавка!
Как утверждает ведущий аналитик «ЭСПАР-Аналитик» Сергей Шумовский, рекламный баннер, размещенный на доме, может приносить жильцам от ста тысяч до миллиона рублей в год. Если говорить о домах, стоящих в центре города или вблизи крупных транспортных магистралей, то, чтобы разместить на таких зданиях рекламу, клиент платит 8–12 тысяч рублей в месяц за квадратный метр рекламной поверхности. В спальных районах цена колеблется около двух–четырех тысяч рублей за квадратный метр. Председатель ТСЖ «Северное» Юрий Гаврилов оценивает ставки на баннеры в 300 руб. за 1 кв. м и выше – в зависимости от местоположения. Площадь рекламного баннера может достигать 100 и более квадратных метров.
Решение о размещении рекламы еще недавно могли принимать органы местного самоуправления, собрания членов товариществ собственников жилья, куда входили не все собственники, исполнительные органы жилищно-строительных кооперативов, ДЕЗы и ЖЭКи. Теперь ситуация изменилась: 27 сентября текущего года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и статью 19 Федерального закона «О рекламе», согласно которому разрешается размещать рекламу на многоквартирных домах только с согласия собственников квартир. Кроме того, в статье ФЗ 19 «О рекламе» дается прямое указание на необходимость получения согласия собственников помещений на размещение рекламы. Компании, не желающие мириться с мнением собственников, могут уплатить штраф на немалую сумму. Отметим, что на практике жильцам будет сложно организоваться по этому вопросу без наличия ТСЖ или УК в доме.
Как объявить «рекламную паузу» для дома?
Первым шагом для установки рекламы на доме должно стать общее собрание жильцов, где и пройдет голосование по этому вопросу. Согласно статье 44-й Жилищного кодекса решение считается принятым, если «за» или «против» размещения рекламы на доме проголосовало не менее двух третей от общего числа собственников в доме. Решение должно быть оформлено в виде протокола. На голосование сразу же должен ставиться и вопрос об условиях установки рекламы: как долго будет висеть реклама, какова будет стоимость аренды рекламной площади, кто будет представлять собственников при заключении договора с рекламной фирмой. Это может быть как житель дома, так и представитель местных властей или управляющей компании. Голосование может быть заочным. В этом случае все собственники квартир должны проголосовать с помощью заранее подготовленных бланков с подробным описанием сути вопроса.
К слову, финансовая сторона вопроса законом не оговорена. Поэтому жильцам необходимо заранее договориться об условиях раздела прибыли. Жильцам необходимо обсудить, что нужно сделать в доме за счет размещения рекламы. Получение прибыли от сдачи в аренду рекламного места на доме во многом зависит от способа управления в доме. Если ТСЖ в доме нет, то в договоре с рекламодателем возможен вариант решения вопроса на бартерной основе, т.е. в обмен за размещение рекламы жильцы получают отремонтированные подъезды, крыши, благоустроенный двор и другие блага, необходимые для комфортного проживания. Если ТСЖ есть, то рекламодатель просто переводит деньги на его счет или на счет управляющей компании.
Сложности размещения рекламы
Кризис ударил по кошелькам рекламодателей – они уходят с занимаемых площадей. По данным «ЭСПАР-Аналитик», доля рекламы на фасадах до кризиса не превышала 3-5% от общего объема рынка наружной рекламы. В этом году она сократилась, поскольку многие отказались от надомных конструкций. Управляющие компании отмечают, что помимо расторжения договоров, уменьшения спроса на фасадную рекламу следствием кризиса стало и образование задолженностей со стороны рекламодателей, которые нередко можно получить только в судебном порядке. Таким образом, спрос на рекламную площадь падает, и это может усложнить поиски потенциального рекламодателя.
Нельзя не отметить и тот факт, что сама рекламная конструкция тоже требует капиталовложений со стороны рекламодателя. В прошлом, когда механизм размещения рекламы не был отработан, нередко бывало так, что собственники получали 15-20% от прибыли, а остальные средства шли на содержание рекламного щита. Председатель Ассоциации ТСЖ Петербурга Марина Акимова отметила также, что рекламная конструкция может послужить причиной поломок в доме: например, после демонтажа рекламных конструкций в стенах и крышах могут остаться прорехи. Далеко не всегда в подобных случаях ответственность несет фирма-установщик – иногда затраты ложатся на плечи собственников. Чтобы этого избежать, необходимо четко оговорить в договоре с компанией, устанавливающей рекламу, кто несет ответственность в этих случаях.
Кстати, в том числе и по причине возможного ущерба, на некоторых зданиях установка рекламных конструкций будет вообще невозможна! Речь идет о домах - объектах культурного наследия, на которых размещение рекламы запрещено.
Как отмечают сами рекламные организации, существенной проблемой может стать неорганизованность жильцов дома. Если в доме, где предприниматель хочет разместить рекламную вывеску, нет ТСЖ или управляющей компании, то в этом случае неясно, с кем нужно договариваться и кому платить. Как пишет «Деловой Петербург», для того, чтобы поместить вывеску магазина или офиса на фасаде жилого дома, в котором не создано ТСЖ, каждого жильца фактически придется уговаривать персонально. Так, например, заместитель директора по развитию розничной сети петербургского отделения компании «Валта Фуд» Игорь Парфенюк утверждает, что компания потратила уже 2 месяца для определения формы собственности жилого дома, где собирается повесить свой баннер. Таким образом, многие собственники жилья из-за своей неорганизованности сами упускают выгоду.
Отдельного упоминания заслуживает ситуация, когда реклама на вашем доме уже есть и она размещена без учета мнения жильцов. Новый закон распространяется только на новые договора о размещении рекламы, но жильцы все же вправе влиять на сложившуюся ситуацию. Для начала необходимо выяснить, на какой срок и с кем заключен старый договор. После решения общего собрания жильцы самостоятельно или через ТСЖ могут обратиться в компанию, разместившую рекламу, с просьбой пересмотреть условия договора. Не добившись понимания у компании, можно смело действовать через суд: сегодня по всей территории России немало решений в этом случае принимается в пользу жильцов. Есть и другой вариант: можно дождаться окончания срока договора, и это время потратить на поиск нового рекламодателя. По окончании срока старого договора заключить новый, с другим партнером и на основании нового закона.
Что в итоге?
1. Реклама может размещаться на доме только с согласия 2/3 жильцов.
2. Решение о размещении рекламы принимается на общем собрании жильцов или путем заочного голосования. Там же принимается решение о сроке размещения баннера, ответственности в случае поломок или демонтажа рекламной конструкции, повлекших за собой поломки в доме и т.п.
3. Одна из главных проблем на пути к получению прибыли от рекламы – неорганизованность жильцов. Наиболее эффективно процесс принятия решения о рекламе осуществляется в домах с эффективно работающем ТСЖ.
4. Если реклама на доме уже весит и вас это не устраивает, жильцы имеют право потребовать ее убрать. Если с компанией, разместившей баннер, не удается договориться, то обращайтесь в суд.
Разъяснение ФАС России "О размещении вывесок на многоквартирных домах"