Минздрав проверит приписки в медицинских учреждениях
Обнаружили в своей медицинской карте, что вам сделана прививка от гриппа и проведена диспансеризация, хотя на самом деле вы давным-давно не были в поликлинике? Вчера Росздравнадзор открыл на своем сайте отдельную форму для обращений граждан по поводу таких случаев. Обратиться в федеральную службу может любой, узнав, что в его медучреждении существуют приписки.
В поликлиниках обычно крайне неохотно допускают пациентов к собственным медкартам. Странно, правда? Ведь удобнее и быстрее, чтобы, переходя из одного врачебного кабинета в другой, пациент сам отнес свою карточку. Но нет. Только через медсестру, которую иногда приходится ждать по полчаса. Или через регистратуру. Или - в продвинутых учреждениях - по особой внутренней почте. "На руки" больному история болезни попадает редко. И не случайно. Иначе, сунув туда любопытный нос, мы могли бы узнать о себе много нового.
Я, например, однажды узнала, что "отказалась" пройти диспансеризацию. Об этом свидетельствовали четыре или пять записей в моей карте. Хотя никто меня, понятно, никуда не приглашал и желания моего не спрашивал.
Это было много лет назад, когда диспансеризация была ежегодной и "врачей" трясли по поводу числа обследованных. Помните, не пройдя диспансеризацию (хотя бы "ключевого" для женщин гинеколога) было невозможно ни справку получить, ни курортную карту оформить.
Сейчас, судя по информации, выплеснувшейся в соцсети, приписки по-прежнему процветают. Но запись в моей карте была бы другой: я бы успешно "прошла" и диспансеризацию, и вакцинацию, и получила бы еще какие-нибудь медицинские услуги, свидетельствующие о том, что поликлиника активно со мной поработала.
Многолетнее "тайное" стало "явным" благодаря информатизации. Пациентов по настоянию минздрава стали информировать о стоимости получаемых ими услуг в рамках ОМС - где-то выдавая справку или условный чек, где-то обнародовав тарифы на основные виды услуг. "С начала этого года информирование граждан проводится во всех регионах, при этом в 14 регионах застрахованные могут получить информацию о перечне оказанных услуг и их стоимости не только в бумажной форме, но и в электронном виде через личный кабинет на интернет-портале. Пациенты получили доступ к этим записям", - пояснил "РГ" директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России Олег Салагай.
Народ "нарыл" в своих личных кабинетах много интересного, стал делиться этим в сетях, и понеслось...
Обсуждение бурное: наличие приписок открыто признают и пациенты, и сами врачи. Самое простое, что приходит в голову большинству, - за счет якобы проведенных медуслуг поликлиники получают дополнительные деньги. Но сами медики объясняют, что после перехода на "подушевое" финансирование объем денег зависит только от числа прикрепленных пациентов. Правда, это не исключает того, что медучреждениям "спускают" план по приему больных и выполнению разнообразных нормативов. Не будет выполнения - будут штрафы и санкции.
"Это делается ради получения медучреждением финансовых средств и ради отчетности главврачей, которым спускают сверху план", - считает директор Фонда независимого мониторинга "Здоровье" Эдуард Гаврилов. В частности, теперь придется перепроверять сведения о диспансеризации, которую, по официальным данным, у нас прошли 75 млн человек. На самом деле, по мнению Гаврилова, цифры эти могут быть дутыми.
"Приписки дают понять о многих вещах, - говорит директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. - Во-первых, страховые компании не особо заботит контроль за количеством и качеством реально оказанных услуг. Во-вторых, условный норматив времени приема пациента оказывается больше, чем официально декларируется, поскольку обращались, как мы видим, и реальные, и "виртуальные" люди".
В то же время, отмечает эксперт, приписки не дают возможности поликлиникам заработать больше "напрямую", это не позволяет подушевой норматив, в который не так давно включили и проведение диспансеризации, и вакцинацию.
Что же получается, врачи идут на обман просто "по привычке", по инерции? Вряд ли. В минздраве и ФФОМС обещают разобраться. Ведь речь идет не о единичных ошибках или злоупотреблениях, а о системе. Значит, надо искать ошибки в самой модели финансирования.
Пациенты же, хотя и возмущаются враньем, врачам, как правило, сочувствуют. Они говорят, что в результате вскрытых нарушений в первую очередь могут пострадать рядовые доктора, которые и делали записи в картах по устному распоряжению руководства.